Полезная отдача

09.07.2016

Таким образом, говорил Вайман, сама по себе работа над гаммой не может быть полезной или вредной. Все зависит от того, как она поставлена: ремесленное отношение к этому делу, отсутствие в сознании исполнителя устойчивых связей между осваиваемой технической формулой и живой исполнительской практикой способно погубить самые благие намерения. И наоборот: взгляд на гамму как концентрированное выражение бесконечного многообразия музыки в наиболее лаконичном виде позволяет скрипачу, не удаляясь окончательно в абстрактные сферы, уверенно поддерживать и совершенствовать с ее помощью свое мастерство, сохраняя высокую творческую готовность технического аппарата.

Подобное «сложное» отношение к «простому» вопросу у Ваймана тут обусловливалось тем, что он всегда проводил резкую грань между техникой как суммой определенных моторных навыков (порой развитых до высочайшей степени совершенства) и мастерством как умением прилагать технические навыки к реализуемому содержанию. «Мастерство невозможно построить на пустом месте, завоевать, так сказать, в принудительном порядке, - предупреждал он молодых скрипачей. - «Крепость» не падет, если осаждающие будут иметь в своем распоряжении одно-единственное «штурмовое орудие» - многочасовую тренировку, направленную на каждодневное монотонное повторение одних и тех же действий. Здесь требуется более гибкое маневрирование, при котором двигательному тренажу удается сообщить высокую целенаправленность, а само упражнение приобретает иной смысл и характер: оно помогает найти путь к той правде художественного выражения и исполнительской свободе, которые поднимут игру до уровня явления искусства».